Цифровой контур

Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)

Национальный проект «Здравоохранение» дал старт созданию единого цифрового контура отрасли. Поэтапное выполнение определённых задач распределены с 2019 по 2024 год.

В Чувашской Республике единый цифровой контур здравоохранения начал выстраиваться на основе наращивания опыта информатизации здравоохранения с учетом новых требований. К началу 2019 года благополучно функционировали терминальные сервера, Центр обработки данных (ЦОД), защищенная сеть передачи данных, автоматизированные рабочие места, и образованная на принципах унификации программного обеспечения, объединяющая все учреждения, подведомственные Министерству здравоохранения Чувашской Республики, в единое информационное пространство - Республиканская медицинская информационная система (РМИС).

На начальном этапе создания единого цифрового контура в здравоохранении республики было определено дооснастить необходимой компьютерной и комплектующей техникой все медицинские организации, включая их структурные подразделения. Так в 2019 году наравне с укреплением мощностей Республиканского центра обработки данных, 38 медицинских организаций получили комплекс аппаратно-программной автоматизированной обработки и протоколирования медицинских диагностических исследований, 158 автоматизированных рабочих мест организовано для врачей-диагностов, а также развернуты и введены в эксплуатацию автоматизированные рабочие места в 28 фельдшерско-акушерских пунктах (ФАП).   

Бригады скорой медицинской помощи получили 89 планшетов. В Чувашской Республике  скорая помощь централизована в одной медорганизации. С учетом цифровизации это открыло новые возможности. В службе организована «Автоматизированная система управления службы «03» (АСУ 03) с единым центром мониторинга автотранспорта службы в режиме on-line. Уже около 4 лет (с 1 апреля 2018 г.) звонящий по номеру «03» из любой точки Чувашии попадает в единый Сall-центр, расположенный в Чебоксарах. Автоматическая система приема вызовов на базе программной АТС распределяет звонки между операторами. Благодаря этому время ожидания ответа в 97 из 100 случаев составляет менее 30 секунд (норматив Минздрава РФ).

Весь транспорт службы оснащен бортовой аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS на базе многофункциональных приемных устройств. Единое информационное пространство дает возможность отправить вызов той бригаде, которая свободна и ближе к пациенту, с учетом ее категорийности (врачебная, фельдшерская, реанимационная, психиатрическая). Результатом стало сокращение времени прибытия на вызов до 11,3 мин. (норматив Минздрава РФ – 20 мин.). Своевременность прибытия бригад скорой медицинской помощи составила 98%.

Согласно проведенному анализу Минздрава России, в 2019 году Чувашия стала одним из десяти регионов-лидеров по количеству запросов в системе телемедицинских консультаций. В республике успешно использовалась «Региональная телемедицинская информационная система Минздрава России» от Всероссийского центра медицины катастроф «Защита». И медицинские организации удалось подключить к Федеральной телемедицинской системе, появилась возможность проведения телемедицинских консультаций с национальными медицинскими исследовательскими центрами.

В РМИС появились централизованные подсистемы по лабораторным исследованиям, организации оказания медицинской помощи больным сердечно-сосудистыми, онкологическими заболеваниями.

В 2020 году удалось обновить более 6500 единиц технического оборудования для организации    компьютеризированных рабочих мест медицинским работникам. Новой техникой для телемедицинских консультаций (ТМК) оснастили 35 медицинских организаций, тем самым    достигнули 100% охвата телемедицинской сетью. Основная масса врачей и медицинских работников получила технические средства электронной подписи. Для защиты персональных данных и обеспечения безопасности информации, обрабатываемой РМИС, обновлены криптошлюзы, закуплены средства антивирусной защиты для автоматизированных рабочих мест (АРМ) врачей.

Впервые терапевты, врачи общей практики и педиатры для обхода населения получили  планшеты. В рамках создания единого цифрового контура закупили 846 мобильных устройства. Такие устройства приобретены  и для выездных бригад скорой медицинской помощи для оперативного реагирования на вызовы в условиях пандемии коронавирусной инфекции.

На основе РМИС заработали регистр беременных и кардиорегистр для управления оказанием медицинской помощи беременным и пациентам с сердечно-сосудистыми заболеваниями. В связи с пандемией коронавирусной инфекции в 2020 году в структуре единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) появился Федеральный регистр COVID-19.

Портал «Госуслуги» стал значимым для жителей республики. В 2020 году стали доступны новые полезные сервисы, такие как: запись к врачу, просмотр некоторых сведений своей электронной медкарты.

Для дистанционного информирования жителей Чувашии о результатах ПЦР-диагностики на коронавирус разработан портал covid.cap.ru. Для оказания консультативной помощи - Единый телефонный номер 122, позвонив на который можно не только вызвать врача на дом, проконсультироваться по поводу лекарственного обеспечения, узнать результат ПЦР-анализа на коронавирус, но и теперь уже записаться на вакцинацию от COVID-19. Все это позволило разгрузить работу операторов для оперативной маршрутизации заявок в поликлиники, call-центр скорой помощи и другие службы.

В 2021 году удалось расширить новыми функциональными возможностями РМИС. Электронная медицинская карта интегрирована с подсистемами «Телемедицинские консультации», «Лабораторные исследования», «Центральный архив медицинских изображений». Объединены две независимые информационные системы: комплексное решение автоматизации для отделений и станций скорой и неотложной медицинской помощи АСУ «Скорая помощь» с РМИС. Благодаря чему у бригад скорой медицинской помощи под рукой всегда достоверная информация о коечном фонде и транспортировка пациентов ведется согласно актуальным схемам маршрутизации.

Большая работа проделана в 2021 году для дооснащения ФАП компьютерной техникой, комплектующим оборудованием и доступом к сети Интернет. Также подготовлено специализированное программное решение для фельдшеров ФАП, при установке которого работа фельдшеров оптимизируется. Основная часть бумажной работы по оформлению    регламентированных журналов деятельности ФАП    будет формироваться автоматически из сведений, содержащихся в РМИС.

При этом фельдшеры смогут дистанционно взаимодействовать с врачами центральной районной больницы посредством защищенного канала телемедицинской сети. Хорошо зарекомендовали себя телемедицинские консультации в формате «врач-врач», спрос на которые ежегодно растет. В республике развивается и второе направление телемедицины. Для проведения телемедицинских консультаций в формате «врач-пациент» в 2021 году разработано программное решение.

Единый цифровой контур предполагает функционирование единого электронного медицинского документооборота и эффективного межведомственного взаимодействия с иными ведомствами. В 2021 году достигнуты хорошие результаты в межведомственном информационном взаимодействии по оформлению электронных направлений для прохождения граждан медико-социальной экспертизы (МСЭ). Следующий важный шаг - налаживание межведомственного взаимодействия с органами ЗАГС и др.

Врачи Чувашской Республики освоили особенности электронного оформления и выгрузки в реестр электронных медицинских документов ЕГИСЗ 17 видов структурированных электронных медицинских документов (СЭМД), среди которых медицинские заключения и выписки из медицинской карты, направления на медико-социальную экспертизу, медицинские свидетельства о рождении, медицинские свидетельства о смерти и т.д. По плану Минздрава России, к концу 2022 года все российские медучреждения обязаны взаимодействовать с вертикально-интегрированными системами (ВИМИС) для оперативного оказывания медицинской помощи согласно клиническим рекомендациям пациентам с онкологией и сердечно-сосудистыми заболеваниями, а также по профилям: акушерство, гинекология и неонатология,   профилактическая медицина. Централизованные региональные сервисы   для интеграции с  федеральными ВИМИС «Онкология», «Сердечно-сосудистые заболевания», «Акушерство, гинекология    и неонатология» подготовлены. Будет сформирована и интеграционная платформа с ВИМИС «Профилактика».

Цифровыми сервисами здравоохранения в личном кабинете «Мое здоровье» на госуслугах в 2021 году воспользовались более 409 000 жителей Чувашской Республики. Самые популярные сервисы: электронная запись к врачу, запись на вакцинацию, получение медицинских документов (сертификат вакцинированного и сертификат переболевшего), уведомления об открытии и закрытии больничного листа.

Впереди новые события, ответственные задачи, касающиеся  реализации единого цифрового контура.    Отрасль здравоохранения с каждым годом будет меняться и обновляться для    обеспечения населения своевременными профилактическими мероприятиями, доступной и качественной медицинской помощью.